stogarov (stogarov) wrote,
stogarov
stogarov

Categories:

Жезл Гермеса на надгробиях русских староверов

В моей книге "Год 1492-й..." есть следующая фотография.
Я ее сделал  в т.н. Новом Иерусалиме под Истрой  (Новый - добавка последнего времени).
Собор Воскресенья Господня реставрировали и у его стены лежал этот обломок надгробной плиты.
В недавнее посещение монастыря я его уже не обнаружил, хотя под стеной монастыря были выложены  различные надгробные плиты и среди них небольшие фрагменты надгробных плит, подобных той , что на моей фотографии. Ну да  извлеченных из земли плит с т.н. гамма-образным крестом я в последние годы видел немало:
в Донском и Андронниковом монастырях в Москве, в Горицком монастыре Переславля-Залесского.

На надгробия с такими изображениями  обратили внимание в своих работах А. Фоменко и Г. Носовский. Они, по-видимому, и назвали этот символ  гамма-образным крестом по аналогии с христианским т-образным.
Но крест ли это?
(Четырехугольный крест, как известно, древний символ жизни. Как средство казни Иисуса он был, по нашему мнению, выбран авторами (автором) Евангелий, чтобы подчеркнуть кощунственность этой казни. Недаром и протестанты, и русские старообрядцы избегают изображений Иисуса, распятого на кресте).

Бросается в глаза сходство символа на надгробиях с посохами русских церковных иерархов.

Даниил Вухтерс (?) «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» , фрагмент

Причем такой же по типу посох используют сейчас иерархи русских староверов.

Современный  т.н. старообрядческий патриарх Корнилий.


"Принадлежностью служащего епископа является жезл – высокий посох с символическими изображениями...архиерейские жезлы с двурогой рукоятью в виде якоря с крестом вверху – это самая древняя форма епископских посохов, широко употреблявшихся и в Русской Церкви. В XVI в. на православном Востоке, а в XVII в. и в Русской Церкви появились посохи с рукоятью в виде двух змей, изгибающихся кверху так, что одна обращена главой к другой, причем крест помещается между их главами" (Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, Указания при архиерейском служении, разд. Принадлежности архиерейской службы)


Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.


Наличие навершия в виде креста на посохе говорит о том, что посох образом креста не является. Иначе зачем на крест водружать еще один? Соответственно, крестом не является и символ  (гамма- или якореобразный) на старых русских надгробиях
(Заметим, что  на парсуне с  патриархом  Никоном посох  креста сверху не имеет. Следовательно, добавление креста на посох - позднее нововведение).
Что же означает рассматриваемый нами символ?
Из текста епископа Афанасия следует, что он не проводит каких либо различий, кроме внешних, между двумя типами архиерейских посохов. Поэтому логично предположить, что и символическое значение их одинаково.
Тем более, что мы читаем в Британской энциклопедии, что посох со змеями или драконами, он же кадуцей.
"первоначально представлял собой оливковую ветвь с двумя побегами, украшенную лентами и/или гирляндами цветов".  Согласитесь, описание полностью соответствует символу на старых русских надгробиях.


Каково же символическое значение кадуцея?
Для начала обратим внимание на следующее изображение.


Оно взято из  книги: A Smaller Classical Mythology: With Translations from the Ancient Poets, and Questions Upon the Work by William Smith. London: John Murray, Albemarle Street. 1882. P.38
Подпись: Аид (Плутон). По ватиканской статуе.

Жезл этот весьма напоминает как кадуцей, так и видоизмененный посох с рукоятью в виде якоря.
Есть ли, действительно, в Ватикане такая статуя, мы не знаем.
Но вот рельеф на якобы древнеримском саркофаге.

Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (фронтальная панель). Галерея Уффици. Флоренция

Справа стоит Гермес (он же Меркурий) с кадуцеем в руке. Мало того, он ведет под уздцы колесницу  Аида. Что, вообще, Гермес там делает? Ведь его место на Олимпе.
Не скажите.
Гермес: " я, единственный из всех богов, по ночам не сплю, а должен водить к Плутону души умерших, должен быть проводником покойников и присутствовать на подземном суде... устраивать дела мертвецов — это тоже моя обязанность!" (Лукиан,  Разговоры богов, XXIV. Гермес и Майя).


А вот Диодор Сицилийский: "таинства Осириса - это таинства Диониса, а мистерии Исиды - это мистерии Деметры, изменены только имена, а наказание нечестивцев в царстве Аида и о лугах блаженных, и воображением народа созданные представления, он принес в подражание похоронным обрядам, имевшим место в Египте
Так Гермес, водитель душ, по древнему египетскому закону, сопровождал тело Аписа до какого-то места, и предавал его кому-то, кто носит морду Кербера. И вот, после того как Орфей наставил этому греков, Гомер, в соответствии с этим, так описал в поэме:
Эрмий тем временем, бог килленийский, мужей умерщвленных,
Души из трупов бесчувственных вызвал; имея в руке своей
Жезл золотой" (Историческая библиотека. II, 96).
Лукиан цитирует здесь начало 24 песни гомеровской Одиссеи.

(В скобках заметим: печатное издание "Одиссеи" появляется в 1488 году. Мы полагаем, что около этого времени она и была написана. Поэтому писания Лукиана о Гермесе относятся к еще более поздним временам).



На эти цитаты обратил внимание  С.В. Петров (ЖЕЗЛ, УВИТЫЙ ЗМЕЯМИ).
Он же указывает на сходство слова caduceus с латинским  cado. Причем закатное солнце будет на латыни  sol cadens.  Добавим к сему, что Закатная страна, она же Запад, это традиционно страна мертвых. В египетской "Книге мертвых" страна мертвых называется Аменти, то есть страна заходящего солнца.


Мы несколько удлинили цитату Лукиана, чтобы в очередной раз продемонстрировать  - культ явленного воскресающего бога Диониса был распространен повсюду, куда добирались европейские купцы.
В том числе и в Московии (см. Дионис на русских храмах).


Добавим, что обелиск-изображение Гермеса - герма, служила надгробным памятником. В целом, обладающий кадуцеем Гермес тесно связан с подземным царством.
(Само слово "подземное" содержит слово "земля". Отсюда, очевидно, и живущие в норах  змеи, как представители подземной стихии. Именно змеи запряжены на саркофаге из Флоренции в колесницу Деметры, чье имя переводится как Мать Земля).
Таким образом, на старых русских надгробиях изображен кадуцей в его первоначальном виде - как оплетенные лентами древесные побеги.
Это жезл, который управляет умершими. Иерарх русской церкви также может рассматриваться как проводник и заступник душ в царстве мертвых. Вот из "Догмата учения Церкви о ходатайстве живых за умерших и испрошение прощения грехов некоторым грешникам" :  "Ежели бы Церковь не была крепко убеждена, что некоторые грешники и после смерти могут получить прощение грехов и освободиться от адского заключения, то не молилась бы о них. Молится о них потому, что верует, что по молитве живых спасутся усопшие, достойные молитвы. Так веровала Церковь ветхозаветная, так верует и Церковь новозаветная"
Все это , на наш взгляд, свидетельствует, что "доромановские" русские исповедовали религию,  общую с обитателями всего связанного торговыми путями ареала, -  единобожие с культом явленного бога Диониса, в котором функцию проводника  в царство мертвых выполнял Гермес, вооруженный кадуцеем.
Что и нашло отражение в  надгробиях и посохах иерархов.
Tags: Исход или Реформация, кадуцей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments