?

Log in

No account? Create an account
stogarov

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

September 12th, 2019


Previous Entry Share Next Entry
04:11 pm - Где искать Тир, якобы разрушенный Александром Македонским? Часть 4
Часть 1
Часть 2
Часть 3



Неоднократно уже  высказывалась мысль, что побудительной причиной исторических писаний является политический  заказ. Есть он и у меня. Внутренний, поскольку денег за мои писания мне никто не платит. О нем я скажу в конце  раздела.  А начнем  его с того, что обсудим, какой политический заказ лежит в основе писаний об Александре Македонском.
Логическая цепочка тут проста. Александр Македонский неразрывно связан с Древней Грецией и ее продолжением - эллинизмом.  А в чем основное политическое содержание, основной политический мотив  сказаний о Древней Греции? В том, что свободолюбивый греческий народ во главе с  Афинами (государством с демократическим устройством) отстоял  свою независимость в борьбе с деспотической Персидской империей.
Вот первые же строки из труда отца истории Геродота: "Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров (персов) не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом". А Александр Македонский завершил эту борьбу, завоевав и уничтожив Персидскую империю.
Но кто и для чего мог использовать  этот мотив? Мы полагаем, что начал его раскручивать римский кардинал Виссарион Никейский (1403 - 1472) . Он же был и патриархом Константинопольским, только эта альтернативная патриархия  находилась в Риме и была своего рода правительством в изгнании по отношению к османскому Константинополю.
(В очередной раз заметим, что не следует слишком серьезно относиться к точности приводимых дат, хлтя  бы потому, что современная скалигеровская хронология появилась только 1583 году).
Виссарион Никейский запимался организацией Крестовых походов против Османской импрерии и  проводил аналоггию между Османской империей и Персидской державой времен Древней Греции. Идея эта совершенно явно выражена немецким историком 19 в.: «Византийцы сравнивали эту  орду завоевателей (т.е. османов -А.П.)  с персами и даже называли их тем же именем. Но османы были страшнее и счастливее, чем народ Дария и Ксеркса»  (Ф.Григоровиус  История города Афин в средние века (от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания)  М., Альфа-Книга, 2009г. глава XVII, с..477).
Вот что сообщает о Виссарионе Словарь Брокгауза и Ефрона:
"Немалую заслугу его в истории составляет участие в возбуждении западных народов к походам против турок".

Каким же образом возбуждал Виссарион западные народы к походам против турок? «Стиль деятельности Виссариона —это убеждение, полемика в рамках классической риторики, писание и рассылка посланий, речей. Последняя группа его произведений —послания и речи правителям Италии о необходимости соединиться и предпринять войну против турок с добавлением речей Демосфена к гражданам Афин. Этот цикл рассылался не только по Италии, но и правителям других христиианских земель» (М.Б. Плюханова Образы символического перемещения церкви в Италии и России в XV веке Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" Материалы и исследования Выпуск XIX  Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры Москва  2008).
То есть речи Демосфена, поднимавшие Грецию на борьбу с персами, использовались Виссарионом в его борьбе с османами.
Откуда же взялись эти речи?
Продолжим цитировать Словарь Брокгауза и Ефрона:
"сильно занимали Виссариона и все те научные вопросы, которые привлекали к себе внимание тогдашних гуманистов. Он переводил Аристотеля, Феофраста и Ксенофонта, знакомил Запад с Платоном, много способствовал восстановлению там его авторитета, сильно интересовался, как замечательный в свое время энциклопедист, всей вообще древней литературой …составил прекрасную библиотеку, которую под конец жизни передал Венеции»  Еще цитата: Под "натиском турок и особенно после взятия Византии в 1453 г. многие из греческих ученых вынуждены были покинуть родину, и они переселились на Запад, главным образом в Италию, а оттуда дальше во Францию и Германию, а также в Россию. Естественно, что греческие ученые, приезжая на Запад и в Россию,, становились учителями; они привозили с собой греческие книги, которые потом поступали в местные книгохранилища. Так наполнялись греческими рукописями сокровищницы Ватикана, Флоренции, Венеции, Парижа и других городов. Виссарион, например, привез в библиотеку св. Марка в Венеции более восьмисот греческих рукописей» (С.И. Радциг, История древнегреческой литературы  М.: Высш. школа, 1982,  6. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы). В книге "Год 1492-й: конец света или начало истории?" (кн.3, 1, 7) мы более детально рассказываем о том, кто помог обрести/написать  Виссариону эти 800 греческих рукописей, которых, согласитесь, вполне хватает для создания истории и литературы Древней Греции.
Обратим только еще  внимание на следующее: «Для того чтобы издавать произведения древнегреческой и латинской литературы, нужно было обладать превосходным знанием обоих языков и филологическими способностями. Средневековые монахи, переписывавшие тексты, многого в них не понимали и совершали ошибки, которые механически повторялись другими переписчиками. Так, перед гуманистами встала задача, осстановления первоначального текста. Они выполняли ее по мере копирования рукописей и подготовки их к печати» (Историография античной истории (под ред. В.И. Кузищина М., Высшая школа, 1980, гл.1.3,  Итальянская историография Возрождения).   Результат показывает, что гуманисты справились с "задачей восстановления первоначального текста" и выполнили политичекий заказ Виссариона: история Древней Греции была в целом написана.


Добавим, что рассказы о борьбе греков с персами, в первую очередь, очевидно, были направлены на греков Османской империи. Греки-фанариоты занимали важное место среди константинопольских купцов. Фанариотов назначал султан господарями Молдавии и Валахии. Усилия пропагандистов не прошли даром и в 1821 году началось Греческое восстание.В результате восстания  Греция  получила независимость - первой  среди частей  Османской империи.

Но, независимо от политических заказов, фактуру для своих писаний историк берет из жизни, поскольку больше взять неоткуда. Могут возразить: как это неоткуда? А из сочинений других историков? Это так, но первый-то историк в этой цепочке вынужден обращаться к жизни.

Поэтому основой для рассказов о походах Александра Македонского и стали завоевания османов, в том числе осада Тиры-Белгорода.  На этой же основе построены рассказы о походе Дария на скифов: «Меж­ду гетами и Понтийским морем от Истра по направлению к Тире лежит Гетская пустыня, ровное и безводное простран­ство, где Дарий, сын Гистаспа, в то время как перешел за Истр для похода на скифов, был захвачен в ловушку и рисковал погибнуть со всем своим вой­ском от жажды
»  (Страбон, География, VII, 3, 14—19).

Сравним: "Летом 1476 г. близ крепости Нямц турецкая армия нанесла тяжелое поражение молдаванам (ОВИМК 1987: 80—81). Однако неподалеку от Монкастро отряды Стефана разбили десятитысячное войско татар. Части турецкого флота, наводившие мост ниже крепости, удалось рассеять самим белгородцам. Невзирая на победу в основном сражении, деморализованная голодом и болезнями османская армия вернулась за Дунай (Iorga 1899: 149—151; CSŢR 1968: 142—143)" (Н. Д. Руссев. Два варианта городской истории средневекового Причерноморья — Белгород и Олешье).

Эту "пустыню" Страбона "от Истра до Тиры" сравним со следующис эпизодом османско-молдавской войны: "По старому обычаю Стефан приказал превратить путь следования врага в пустыню. Крестьяне покидали дома, попрятав все свое имущество. "Что не могло быть спрятано, должно было быть сожжено; каждый сжег собственный дом",


Еще одно свидетельство того, что подвиги Александра Македонского списаны с завоеваний османских султанов - это история   короля Венгрии и Польши Владислава Ягеллона.
Современники называли его ... Александром Македонским  - своего времени,благоразумно добавляют историки.
Интересно, что греческий герой звался Александр III Македонский,
а польский король - Владислав III Ягеллон.
И  вот двадцатилетний король-герой -  Владислав Ягеллон,  а вы на кого подумали? - эта надежда христианского мирв пошел  войной на бесчисленные армады - не, не персов - османов, дав обет выгнать их из Европы.

Рещающая битва  Владислава произошла при Варне (1444 год). .Сравним с битвой Александра при Иссе. (Кстати, Исс – в современной Турции).

Исс:

Конные отряды персов располагались также по всей линии фронта и возле самого Дария, чья колесница занимала место в центре боевого построения...

На левом фланге македонской армии, примыкающим к морю, персидская тяжелая конница  атаковала кавалерию македонцев. Как и в центре, персам сопутствовал здесь относительный успех, фессалийская конница подалась назад, но вновь контратаковала.

Варна:

В решающий момент битвы христиане отбили атаку мусульманской конницы, командира корпуса спаги Караджу-пашу убили, а турецкие и арабские всадники уже начали бежать с поля битвы.

Исс:

Александр, опрокинув стоявших перед ним персов, повернул эскадроны и ударил во фланг греческим гоплитам. Те вынуждены были отступить в относительном порядке, увидев начавшееся бегство персов и не ожидая поддержки. С развалом всего левого крыла персидского войска царь Дарий решил покинуть поле боя, тем более, что Александр приблизился к его колеснице, истребляя личную охрану. Как образно пишет Диодор:
« [македонцы] навалили груду тел [персов] высотой до колесницы [персидского царя]».
На глазах Дария гибли его сподвижники и родственники, не в силах остановить поступательный порыв Александра с гетайрами, направленный к персоне Дария. В схватке Александр был легко ранен в бедро мечом.

Варна:

Владислав во главе 500 отборных рыцарей ударил в центр турецкого войска, по самой грозной его части – десятитысячному корпусу янычар, среди которого находился сам султан Мурад II. Король с мечом в руке первым врезался в ряды янычаров. Владислав хотел лично убить или взять в плен Мурада. Владислав был уже в десяти метрах от султана и Мурад собирался отдать приках об общем отступлении. Но старый янычар Ходжа Хозер лег на земь и ударил коня Владислава в незащищенное панцирем брюхо. Конь упал и Ходжа отрубил королю голову.

Обратим внимание, что греческие гоплиты, по которым ударил Александр,  былись на стороне Дария. А Владислав ударил по янычарам, которые набирались из соплеменников Владислава.

По всей вероятнсти, реальность оказалась не столь благосклонна к королю-герою, как байки про Александра Македонского.




В начале этого раздела я обещал сказать, какой политический заказ движет мной самим.
 Он прост. Истории Александра Македонского и Древней Греции в целом - это рассказы о том, как продвинутые демократичные (по рабовладельчески демократичные) греки победили диких, подчиняющихся деспоту,  азиатов.  Истории эти использовались для оправдания Западной экспансии и создавали образ отсталого опасного Востока. После падения Османской империи истории эти приобрели антимусульманскую направленность, но, по-прежнему, используются для подчеркивания превосходства Западного мира.
Продолжать нам верить в эти байки - глупо и опасно.

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com