stogarov (stogarov) wrote,
stogarov
stogarov

Category:

Где искать Тир, якобы разрушенный Александром Македонским? Часть 4

Часть 1
Часть 2
Часть 3



Неоднократно уже  высказывалась мысль, что побудительной причиной исторических писаний является политический  заказ. Есть он и у меня. Внутренний, поскольку денег за мои писания мне никто не платит. О нем я скажу в конце  раздела.  А начнем  его с того, что обсудим, какой политический заказ лежит в основе писаний об Александре Македонском.
Логическая цепочка тут проста. Александр Македонский неразрывно связан с Древней Грецией и ее продолжением - эллинизмом.  А в чем основное политическое содержание, основной политический мотив  сказаний о Древней Греции? В том, что свободолюбивый греческий народ во главе с  Афинами (государством с демократическим устройством) отстоял  свою независимость в борьбе с деспотической Персидской империей.
Вот первые же строки из труда отца истории Геродота: "Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров (персов) не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом". А Александр Македонский завершил эту борьбу, завоевав и уничтожив Персидскую империю.
Но кто и для чего мог использовать  этот мотив? Мы полагаем, что начал его раскручивать римский кардинал Виссарион Никейский (1403 - 1472) . Он же был и патриархом Константинопольским, только эта альтернативная патриархия  находилась в Риме и была своего рода правительством в изгнании по отношению к османскому Константинополю.
(В очередной раз заметим, что не следует слишком серьезно относиться к точности приводимых дат, хлтя  бы потому, что современная скалигеровская хронология появилась только 1583 году).
Виссарион Никейский запимался организацией Крестовых походов против Османской импрерии и  проводил аналоггию между Османской империей и Персидской державой времен Древней Греции. Идея эта совершенно явно выражена немецким историком 19 в.: «Византийцы сравнивали эту  орду завоевателей (т.е. османов -А.П.)  с персами и даже называли их тем же именем. Но османы были страшнее и счастливее, чем народ Дария и Ксеркса»  (Ф.Григоровиус  История города Афин в средние века (от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания)  М., Альфа-Книга, 2009г. глава XVII, с..477).
Вот что сообщает о Виссарионе Словарь Брокгауза и Ефрона:
"Немалую заслугу его в истории составляет участие в возбуждении западных народов к походам против турок".

Каким же образом возбуждал Виссарион западные народы к походам против турок? «Стиль деятельности Виссариона —это убеждение, полемика в рамках классической риторики, писание и рассылка посланий, речей. Последняя группа его произведений —послания и речи правителям Италии о необходимости соединиться и предпринять войну против турок с добавлением речей Демосфена к гражданам Афин. Этот цикл рассылался не только по Италии, но и правителям других христиианских земель» (М.Б. Плюханова Образы символического перемещения церкви в Италии и России в XV веке Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" Материалы и исследования Выпуск XIX  Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры Москва  2008).
То есть речи Демосфена, поднимавшие Грецию на борьбу с персами, использовались Виссарионом в его борьбе с османами.
Откуда же взялись эти речи?
Продолжим цитировать Словарь Брокгауза и Ефрона:
"сильно занимали Виссариона и все те научные вопросы, которые привлекали к себе внимание тогдашних гуманистов. Он переводил Аристотеля, Феофраста и Ксенофонта, знакомил Запад с Платоном, много способствовал восстановлению там его авторитета, сильно интересовался, как замечательный в свое время энциклопедист, всей вообще древней литературой …составил прекрасную библиотеку, которую под конец жизни передал Венеции»  Еще цитата: Под "натиском турок и особенно после взятия Византии в 1453 г. многие из греческих ученых вынуждены были покинуть родину, и они переселились на Запад, главным образом в Италию, а оттуда дальше во Францию и Германию, а также в Россию. Естественно, что греческие ученые, приезжая на Запад и в Россию,, становились учителями; они привозили с собой греческие книги, которые потом поступали в местные книгохранилища. Так наполнялись греческими рукописями сокровищницы Ватикана, Флоренции, Венеции, Парижа и других городов. Виссарион, например, привез в библиотеку св. Марка в Венеции более восьмисот греческих рукописей» (С.И. Радциг, История древнегреческой литературы  М.: Высш. школа, 1982,  6. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы). В книге "Год 1492-й: конец света или начало истории?" (кн.3, 1, 7) мы более детально рассказываем о том, кто помог обрести/написать  Виссариону эти 800 греческих рукописей, которых, согласитесь, вполне хватает для создания истории и литературы Древней Греции.
Обратим только еще  внимание на следующее: «Для того чтобы издавать произведения древнегреческой и латинской литературы, нужно было обладать превосходным знанием обоих языков и филологическими способностями. Средневековые монахи, переписывавшие тексты, многого в них не понимали и совершали ошибки, которые механически повторялись другими переписчиками. Так, перед гуманистами встала задача, осстановления первоначального текста. Они выполняли ее по мере копирования рукописей и подготовки их к печати» (Историография античной истории (под ред. В.И. Кузищина М., Высшая школа, 1980, гл.1.3,  Итальянская историография Возрождения).   Результат показывает, что гуманисты справились с "задачей восстановления первоначального текста" и выполнили политичекий заказ Виссариона: история Древней Греции была в целом написана.


Добавим, что рассказы о борьбе греков с персами, в первую очередь, очевидно, были направлены на греков Османской империи. Греки-фанариоты занимали важное место среди константинопольских купцов. Фанариотов назначал султан господарями Молдавии и Валахии. Усилия пропагандистов не прошли даром и в 1821 году началось Греческое восстание.В результате восстания  Греция  получила независимость - первой  среди частей  Османской империи.

Но, независимо от политических заказов, фактуру для своих писаний историк берет из жизни, поскольку больше взять неоткуда. Могут возразить: как это неоткуда? А из сочинений других историков? Это так, но первый-то историк в этой цепочке вынужден обращаться к жизни.

Поэтому основой для рассказов о походах Александра Македонского и стали завоевания османов, в том числе осада Тиры-Белгорода.  На этой же основе построены рассказы о походе Дария на скифов: «Меж­ду гетами и Понтийским морем от Истра по направлению к Тире лежит Гетская пустыня, ровное и безводное простран­ство, где Дарий, сын Гистаспа, в то время как перешел за Истр для похода на скифов, был захвачен в ловушку и рисковал погибнуть со всем своим вой­ском от жажды
»  (Страбон, География, VII, 3, 14—19).

Сравним: "Летом 1476 г. близ крепости Нямц турецкая армия нанесла тяжелое поражение молдаванам (ОВИМК 1987: 80—81). Однако неподалеку от Монкастро отряды Стефана разбили десятитысячное войско татар. Части турецкого флота, наводившие мост ниже крепости, удалось рассеять самим белгородцам. Невзирая на победу в основном сражении, деморализованная голодом и болезнями османская армия вернулась за Дунай (Iorga 1899: 149—151; CSŢR 1968: 142—143)" (Н. Д. Руссев. Два варианта городской истории средневекового Причерноморья — Белгород и Олешье).

Эту "пустыню" Страбона "от Истра до Тиры" сравним со следующис эпизодом османско-молдавской войны: "По старому обычаю Стефан приказал превратить путь следования врага в пустыню. Крестьяне покидали дома, попрятав все свое имущество. "Что не могло быть спрятано, должно было быть сожжено; каждый сжег собственный дом",


Еще одно свидетельство того, что подвиги Александра Македонского списаны с завоеваний османских султанов - это история   короля Венгрии и Польши Владислава Ягеллона.
Современники называли его ... Александром Македонским  - своего времени,благоразумно добавляют историки.
Интересно, что греческий герой звался Александр III Македонский,
а польский король - Владислав III Ягеллон.
И  вот двадцатилетний король-герой -  Владислав Ягеллон,  а вы на кого подумали? - эта надежда христианского мирв пошел  войной на бесчисленные армады - не, не персов - османов, дав обет выгнать их из Европы.

Рещающая битва  Владислава произошла при Варне (1444 год). .Сравним с битвой Александра при Иссе. (Кстати, Исс – в современной Турции).

Исс:

Конные отряды персов располагались также по всей линии фронта и возле самого Дария, чья колесница занимала место в центре боевого построения...

На левом фланге македонской армии, примыкающим к морю, персидская тяжелая конница  атаковала кавалерию македонцев. Как и в центре, персам сопутствовал здесь относительный успех, фессалийская конница подалась назад, но вновь контратаковала.

Варна:

В решающий момент битвы христиане отбили атаку мусульманской конницы, командира корпуса спаги Караджу-пашу убили, а турецкие и арабские всадники уже начали бежать с поля битвы.

Исс:

Александр, опрокинув стоявших перед ним персов, повернул эскадроны и ударил во фланг греческим гоплитам. Те вынуждены были отступить в относительном порядке, увидев начавшееся бегство персов и не ожидая поддержки. С развалом всего левого крыла персидского войска царь Дарий решил покинуть поле боя, тем более, что Александр приблизился к его колеснице, истребляя личную охрану. Как образно пишет Диодор:
« [македонцы] навалили груду тел [персов] высотой до колесницы [персидского царя]».
На глазах Дария гибли его сподвижники и родственники, не в силах остановить поступательный порыв Александра с гетайрами, направленный к персоне Дария. В схватке Александр был легко ранен в бедро мечом.

Варна:

Владислав во главе 500 отборных рыцарей ударил в центр турецкого войска, по самой грозной его части – десятитысячному корпусу янычар, среди которого находился сам султан Мурад II. Король с мечом в руке первым врезался в ряды янычаров. Владислав хотел лично убить или взять в плен Мурада. Владислав был уже в десяти метрах от султана и Мурад собирался отдать приках об общем отступлении. Но старый янычар Ходжа Хозер лег на земь и ударил коня Владислава в незащищенное панцирем брюхо. Конь упал и Ходжа отрубил королю голову.

Обратим внимание, что греческие гоплиты, по которым ударил Александр,  былись на стороне Дария. А Владислав ударил по янычарам, которые набирались из соплеменников Владислава.

По всей вероятнсти, реальность оказалась не столь благосклонна к королю-герою, как байки про Александра Македонского.




В начале этого раздела я обещал сказать, какой политический заказ движет мной самим.
 Он прост. Истории Александра Македонского и Древней Греции в целом - это рассказы о том, как продвинутые демократичные (по рабовладельчески демократичные) греки победили диких, подчиняющихся деспоту,  азиатов.  Истории эти использовались для оправдания Западной экспансии и создавали образ отсталого опасного Востока. После падения Османской империи истории эти приобрели антимусульманскую направленность, но, по-прежнему, используются для подчеркивания превосходства Западного мира.
Продолжать нам верить в эти байки - глупо и опасно.
Tags: Исход или Реформация, Тир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments