?

Log in

No account? Create an account
щшХрам Святой Софии в Библии - stogarov

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

May 1st, 2019


Previous Entry Share
11:36 pm - щшХрам Святой Софии в Библии
1.По-видимому, первым в Новейшее время о том, что библейский Иерусалим - это Константинополь, написал Н.А. Морозов. Он исходил, прежде всего, из того,что Палестина в связи с бедностью ресурсов никак не могла быть мощным государством с развитой столицей. (Существует достаточное число аргументов в пользу того, что Иерусалим - это Константинополь. Некоторое число аргументов в этот ряд добавил и я в книжке Год 1492-й:Конец света или начало истории?" (кн.4, гл.1, разд. 16-18)https://www.proza.ru/2015/09/13/1994. Напомним, к примеру, что Иосиф Флавий писал о Иерусалиме,что ни один город на земле не достиг такой степени благосостояния).
Г.В. Носовский и А.Т.Фоменко обратили внимание на аналогии между библейским Соломоном и Сулейманом Великолепным. Оба построили в своих столицах огромные храмы. Причем Фоменко и Носовский считают, что Сулейман построил именно храм Святой Софии (Хаджа София по-гречески), достаточно убедительно обосновывая свою точку зрения.

Мы с ней согласны и в своей вышеупомянутой книге (кн.4,гл.7, разд.2) отметили следующее описание:" И обложил Соломон храм внутри чистым золотом… И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложили херувимов золотом» (3-я книга Царств, 6:21, 27-28). Мы сопоставили это описание с золотыми мозаиками на внутренних стенах Айя Софии. Одними из самых ярких, бросающихся в глаза изображений являются серафимы на парусах купола. Их крылья касаются двух соседних сводов.





На своде же вимы (входа в алтарь) изображены огромные крылатые архангелы. (Это о них писал Мандельштам:
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
………………………………………………………………
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот).




2.

Старания корпорации историков привели к тому, что тексты Библии воспринимаются современным человеком как волшебные сказки, не имеющие никакого отношения к реальности. Мы же считаем по-другому, поэтому ищем соответствия между тем, что написано в Священных книгах и тем, что можно увидеть собственными глазами.

Итак, еще раз о храме Соломона и Святой Софии.
Для начала обратим внимание на следующие строки: "Вход в средний ярус был с правой стороны храма. По круглым лестницам всходили в средний ярус, а от среднего в третий" (3 Царств,6:8).
Храм Святой Софии трех'ярусный. На второй ярус ведет круговой пандус,вход на коорый расположен сбоку от центральной линии храма. (С какой стороны автор Книги Царств смотрел на храм, думаю, установить непросто).




" А в притворе венцы на верху столбов сделаны наподобие лилии, в четыре локтя, и венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых яблок" (3 Царств, 7:18-20).

Сопоставим с колоннам в Святой Софии.

Капители колонн Святой Софии вполне можно сравнить с цветками лилии, а круглые красноватые инкрустации - с "гранатовыми яблоками".

Добавим сюда еще " снурки в виде цепочек для венцов, которые были на верху столбов" (3 Царств, 7:17). На фотографии видны металлические стержни, которыми соединены коллоны Святой Софии.

3.

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.
И.Бунин. Айя-София

Заметными элементами внутреннего убранства храма являются светильники-люстры. Считается, что существющие установлены в османский период:
"Старинные серебряные люстры-канделябры храма Святой Софии были заменены железными. Тысячи лампад помещаются на этих обручевидных люстрах, украшенных страусиными яйцами, цветами и букетами золотых листьев" (Ионина Н.А., Стамбул.История. Легенды. Предания. Вече,2007).

Эти люстры представляют собой достаточно сложное изделие.



Мы сравним их с описанием неких "подстав" из храма Соломона: "И сделал он десять медных подстав; длина каждой подставы — четыре локтя, ширина — четыре локтя и три локтя — вышина. И вот устройство подстав: у них стенки, стенки между наугольными пластинками; на стенках, которые между наугольниками, изображены были львы, волы и херувимы; также и на наугольниках, а выше и ниже львов и волов — развесистые венки; у каждой подставы по четыре медных колеса и оси медные. На четырех углах выступы наподобие плеч, выступы литые внизу, под чашею, подле каждого венка. Отверстие от внутреннего венка до верха в один локоть; отверстие его круглое, подобно подножию столбов, в полтора локтя, и при отверстии его изваяния; но боковые стенки четырехугольные, не круглые. Под стенками было четыре колеса, и оси колес в подставах; вышина каждого колеса — полтора локтя. Устройство колес такое же, как устройство колес в колеснице; оси их, и ободья их, и спицы их, и ступицы их, все было литое. Четыре выступа на четырех углах каждой подставы; из подставы выходили выступы ее. И на верху подставы круглое возвышение на пол-локтя вышины; и на верху подставы рукоятки ее и стенки ее из одной с нею массы. И изваял он на дощечках ее рукоятки и на стенках ее херувимов, львов и пальмы, сколько где позволяло место, и вокруг развесистые венки. Так сделал он десять подстав: у всех их одно литье, одна мера, один вид" (3 Царств, 7:27-37).


Автор Книги Царств сообщает, что подставы прдназначались для того, чтобы поставить на них "умывальницы". Однако не много ли чести для этих "умывальниц" с непонятным для храма назначением?
А вот люстры храма Святой Софии неплохо подпадают под описание "подстав". (Не подставок ли под свечи или масляные светильники?)
"Обручевидными" называет эти люстры совреиенный автор. Или колесовидными, скажем мы. Есть у этих колес и спицы. Плечевидные выступы на четырех углах - люстра состоит из восьми дуг со светильниками. Конечно, у люстры не четыре колеса, а два: малое внутреннее и большое внешнее, соединенные изогнутыми "спицами", На внешнем колесе, выступая наружу, расположены, как мы уже сказали, восемь дуг со светильниками. Возможно, четыре колеса у автора или редактора Книги Царств появились, чтобы описание напомнило некую повозку.

P.S.
Вообще, с Соломоном связаны сложные технические изделия, недаром Коран говорит о нем:
"И послали мы ему источник расплавленной меди» (Сура 34:12). Вот описание его трона:
"И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом;
к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;
и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве" (3 Царств, 10:18-20).
К этому добавляют:
"По талмудическому преданию, упомянутые в этом описании 12 львов были подвижные и могли поднимать царя со ступени на ступень, когда он хотел взойти на трон; и самое седалище было снабжено механическими фигурами других животных: орел, напр., возлагал на голову воссевшего царя венец, а голубь подавал ему свитки закона" (А.П.Лопухин, Толковая Библия).

Подобного сему не бывало ни в одном царстве...кроме византийского, где, как мы полагаем, стоял храм, построенный Соломоном. Вот как описывает прием у византийского императора
Лиутпранд Кремонский:"Бронзовое позолоченное дерево стояло перед троном царя, ветки дерева кишели отлитыми из бронзы и позолоченными птицами, каждая из которых пела на свой лад. Трон царя был так устроен, что мог подниматься на разные уровни. Его охраняли необычной величины львы, также позолоченные. Они били о землю хвостом, раскрывали пасть, и, двигая языком, громко ревели. И когда при моем появлении началось рыканье львов и птицы запели на ветках, я преисполнился страхом и удивлением. Приветствовав затем трехкратным преклонением царя и подняв голову, я узрел того, кто перед тем сидел на небольшом расстоянии от пола, восседавшим уже в ином одеянии под самым потолком. И как это произошло, я не мог объяснить" (Liudprandi Antapodosis. VI, 6 // Liudprandi episcopi Cremonensis Opera omnia, rec. I. Bekker. Hannoverae; Lipsiae, 1915).
Мы полааем, что до поры до времени никого не удивляли подобные совпадения, поскольку трону Соломона и положено было находиться в месте, где жил Соломон, то есть в Константинополе. (Кстати, в Константинополе в султанском дворце экспонируются меч Давида и жезл Соломона).

(1 comment | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:kontrabasist_so
Date:May 12th, 2019 03:32 pm (UTC)
(Link)
Храм Соломона ныне Мечеть Сулеймана - ранее Храм Юпитера
Айя София - ранее Храм Афины
https://galkovsky.livejournal.com/195010.html



> Go to Top
LiveJournal.com